Бал! При этом слове мы, в зависимости от возраста, вспоминаем сказку о Золушке, «Войну и мир» или «Анну Каренину».
А мы, как всегда, поговорим о пушкинской эпохе. Какие же танцы были на балах?
Бал в высшем обществе традиционно открывался полонезом – торжественным танцем, похожим на шествие, где пары двигались по определенным фигурам. В первой паре с хозяйкой дома шел самый высокопоставленный из гостей, во второй – хозяин вел его спутницу. Все остальные пары, выстроенные в строгом соответствии с табелью о рангах, неукоснительно подражали первой паре.
В пушкинскую эпоху одним из самых любимых бальных танцев стал вальс:
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой.
Но если сейчас мы воспринимаем вальс как классический и немного официальный танец, то в 1820-е годы он считался танцем очень вольным, буквально на грани приличия – ведь только в вальсе кавалер мог обнимать даму и смотреть ей в глаза. Поэтому Пушкин и дает вальсу такое неожиданное для нас определение - «безумный».
За вальсом обычно следовала кадриль. Здесь, как и в полонезе, фигуры задавала первая пара, а остальные повторяли за ней. Но настроение кадрили было совсем другим: это был веселый, быстрый танец со множеством фигур. Посмотрите только на их названия: штаны, лето, курица, пастораль, петухи.
Кульминацией бала была мазурка – двухчасовойтанец с множеством фигур, прыжков-антраша и даже мужским соло. Правда, к пушкинским временам залихватская французская мазурка сменилась расслабленной и немного ленивой английской. На то, что «танцовщики ужасно стали редки» жалуется еще княгиня Тугоуховская в «Горе от ума». Тем не менее, мазурку любили, и она долго оставалась центральным танцем бала. К тому же это был прекрасный момент поговорить наедине: пока одна пара исполняла фигуру, остальные в ожидании были предоставлены сами себе и развлекались «мазурочной болтовней».
Заканчивался бал чаще всего котильоном. Это одна из разновидностей кадрили, танец-игра на мотив вальса, самый веселый, непринужденный и озорной. Людовик Матвеевич Петровский в «Правилах для благородных общественных танцев» описывает котильон так. «Там делают и крест, и круг, и сажают даму с торжеством приводя к ней кавалеров, дабы избрала, с кем захочет танцевать, а в других местах и на колени становятся пред нею; но чтобы отблагодарить себя взаимно, садятся и мужчины, дабы избрать для себя дам, какая понравится; в дополнение же сей фигуры те и другие садятся, дабы с той и другой стороны учинить повсюдный выбор. За тем следуют фигуры с шутками, подача карт, узелков сделанных из платков, обман, или отскакивание в танце одного от другого, перепрыгивание чрез платок высоко, по-кукольному, и, что всего привлекательнее, битье кавалером в ладоши в след вальсирующей пары, дабы перестала танцевать».
Конечно, существовали и другие танцы, мы перечислили только самые известные. Но даже по этому неполному перечню можно судить о том, что танцевать на балах было совсем не так просто, как кажется нам сегодня!
А мы, как всегда, поговорим о пушкинской эпохе. Какие же танцы были на балах?
Бал в высшем обществе традиционно открывался полонезом – торжественным танцем, похожим на шествие, где пары двигались по определенным фигурам. В первой паре с хозяйкой дома шел самый высокопоставленный из гостей, во второй – хозяин вел его спутницу. Все остальные пары, выстроенные в строгом соответствии с табелью о рангах, неукоснительно подражали первой паре.
В пушкинскую эпоху одним из самых любимых бальных танцев стал вальс:
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой.
Но если сейчас мы воспринимаем вальс как классический и немного официальный танец, то в 1820-е годы он считался танцем очень вольным, буквально на грани приличия – ведь только в вальсе кавалер мог обнимать даму и смотреть ей в глаза. Поэтому Пушкин и дает вальсу такое неожиданное для нас определение - «безумный».
За вальсом обычно следовала кадриль. Здесь, как и в полонезе, фигуры задавала первая пара, а остальные повторяли за ней. Но настроение кадрили было совсем другим: это был веселый, быстрый танец со множеством фигур. Посмотрите только на их названия: штаны, лето, курица, пастораль, петухи.
Кульминацией бала была мазурка – двухчасовойтанец с множеством фигур, прыжков-антраша и даже мужским соло. Правда, к пушкинским временам залихватская французская мазурка сменилась расслабленной и немного ленивой английской. На то, что «танцовщики ужасно стали редки» жалуется еще княгиня Тугоуховская в «Горе от ума». Тем не менее, мазурку любили, и она долго оставалась центральным танцем бала. К тому же это был прекрасный момент поговорить наедине: пока одна пара исполняла фигуру, остальные в ожидании были предоставлены сами себе и развлекались «мазурочной болтовней».
Заканчивался бал чаще всего котильоном. Это одна из разновидностей кадрили, танец-игра на мотив вальса, самый веселый, непринужденный и озорной. Людовик Матвеевич Петровский в «Правилах для благородных общественных танцев» описывает котильон так. «Там делают и крест, и круг, и сажают даму с торжеством приводя к ней кавалеров, дабы избрала, с кем захочет танцевать, а в других местах и на колени становятся пред нею; но чтобы отблагодарить себя взаимно, садятся и мужчины, дабы избрать для себя дам, какая понравится; в дополнение же сей фигуры те и другие садятся, дабы с той и другой стороны учинить повсюдный выбор. За тем следуют фигуры с шутками, подача карт, узелков сделанных из платков, обман, или отскакивание в танце одного от другого, перепрыгивание чрез платок высоко, по-кукольному, и, что всего привлекательнее, битье кавалером в ладоши в след вальсирующей пары, дабы перестала танцевать».
Конечно, существовали и другие танцы, мы перечислили только самые известные. Но даже по этому неполному перечню можно судить о том, что танцевать на балах было совсем не так просто, как кажется нам сегодня!
Проект «Прогулки с Пушкиным» реализуется с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура»
#Российскийфондкультуры, #нацпроекты, #творческиелюди, #нацпроекткультура, #Министерствокультуры
#Российскийфондкультуры, #нацпроекты, #творческиелюди, #нацпроекткультура, #Министерствокультуры