Тактильные книги позволяют стимулировать развитие зрительного восприятия, развивать сенсорную сферу; способствует психологическому, интеллектуальному и социальному развитию, а также интеграции детей с проблемами зрения дошкольного возраста в образовательную систему и социальную жизнь.
Книги можно использовать на различных коррекционных занятиях с детьми с нарушением зрения: по развитию у детей осязательного, зрительного, слухового восприятия, развитию речи, когнитивной сферы; социально-бытовой ориентировки.
Оперирование ребенком с нарушением зрения предложенными книгами возможно лишь при определенной подготовительной работе, проводимой специалистами-тифлопедагогами или родителями детей.
Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья испытывает некоторые трудности при общении с книгой, особенно с той, которая на своих страницах размещает коррекционно-развивающий материал. Задача взрослого научить ребёнка пользоваться предложенным материалом, тем самым приближая его к целостному восприятию мира, как основе обучения.
Для детей-дошкольников со зрительной депривацией (недостаточностью), обычная книга часто является всего лишь предметом с гладкими страницами, который взрослые берут в руки и листают, когда рассказывают сказки. Тексты книг, не подкрепленные наглядным материалом, воспринимаемым с помощью сохранных анализаторов, не способствуют пониманию их содержания, и даже если ребенок понял содержание прочитанного в целом, то без опоры на наглядность многие слова остаются для него непонятыми. Таким образом, вербальное восприятие книг, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда у ребенка интенсивно идет накопление чувственного опыта, не обогащает данный опыт и не способствует расширению представлений об окружающем мире.
Однако, процессом восприятия незрячими детьми иллюстративного материала тактильной книги следует управлять. Незрячие дети для восприятия иллюстраций используют осязание и остаточное зрение, если оно имеется, и надо научить их делать это правильно. При этом, естественно, надо применять специальные методические приемы и способы.
В тифлологии эти методики достаточно разработаны и широко известны: от реального предмета к модели, от модели к барельефу и/или аппликации, а от них непосредственно к рельефным рисункам отдельных предметов и затем к сюжетным картинкам. Именно поэтому книге, выполненной любой техникой, есть место в процессе подведения незрячего и слабовидящего ребенка к пониманию рельефных иллюстраций.
Широкое использование графических и цветных изображений в учебно-воспитательном процессе позволяет детям с нарушениями зрения приобщиться к научному познанию, расширить свой художественный и социальный опыт. С ее помощью ребенок впервые получает представление об очень крупных или наоборот, очень мелких предметах, которые невозможно обследовать руками в реальных пропорциях.
Педагогам, родителям, библиотекарям и всем, кто непосредственно знакомит незрячего ребенка с тактильной книгой, надо учитывать особенности формирования у детей с глубоким нарушением зрения тактильных образов предметов окружающего мира при обучении их пониманию рельефных иллюстраций. Кроме того, необходимо знать не только последовательность подведения незрячих детей к пониманию тактильных картинок, но и методы приобщения их к книге, формирования у них желания научиться читать и выработки стойкого интереса к чтению.