«У Иогеля были самые веселые балы в Москве. Это говорили матушки, глядя на своих подросточков, выделывающих свои только что выученные па; это говорили и сами подростки, танцевавшие до упаду; это говорили взрослые девицы и молодые люди, приезжавшие на эти балы с мыслию снизойти до них и находя в них самое лучшее веселье. (…) Особенного на этих балах было то, что не было хозяина и хозяйки: был, как пух летающий, по правилам искусства расшаркивающийся добродушный Иогель, который принимал билетики за уроки от всех своих гостей; было то, что на эти балы еще езжали только те, кто хотел танцевать и веселиться, как хотят этого тринадцати- и четырнадцатилетние девочки, в первый раз надевающие длинные платья», - так описывал знаменитые на всю Москву детские балы Л.Н. Толстой в «Войне и мире».
Кто такой был Йогель и почему мы упоминаем его в рассказе о пушкинской Москве?
Петр Андреевич Йогель , родившийся во Франции в 1768 году, в 1798 году приехал в Россию по приглашению Гаврилы Ильича Бибикова, чтобы обучить балету артистов его крепостного театра, и уже через два года открыл танцклассы для дворянских детей и скоро стал самым популярным в Москве учителем танцев. Современник писал о нем: «К достойным особенного внимания старинным учителям бальных танцев в Москве принадлежит Йогель, который в своей молодости получил отличное воспитание: он изучил русский, французский языки и музыку как нельзя лучше, о бальных танцах нечего и говорить; кто в Москве не знает об его таланте? Сквозь его руки прошли три поколения!»
Обучение танцам у дворянских детей, и мальчиков, и девочек, начиналось с пяти-шести лет и длилось до 15-16. Старшие ученики (а особенно ученицы) маэстро Йогеля еще не могли выезжать на взрослые балы, и для того, чтобы они учились вести себя в обществе, привыкали к шумной атмосфере бала и могли потанцевать со взрослыми партнерами Йогель придумал те самые детские балы, о которых мы читаем у классиков.
На эти балы маэстро приглашал не только своих действующих, но и бывших учеников – как партнеров по танцам. Залы для них снимались в Российском благородном собрании, университетском пансионе, в домах вельмож и богатых владельцев.
Одним из таких домов был особняк Кологривовых на Тверском бульваре 22, там, где сейчас находится МХАТ.
По легенде, именно в этот особняк на детский бал к Йогелю в 1828 году приехал его бывший ученик Александр Сергеевич Пушкин, и именно там произошла одна из самых важных встреч в его жизни – встреча с юной 16-летней красавицей Натали Гончаровой.
«Никогда ещё с таким грустным чувством не приезжал я на бал. Тайное предчувствие томило меня и волновало душу. Пётр Вяземский что – то говорил мне и показывал на молоденьких барышень, которые впервые появились в светском обществе. И вдруг какая-то сила заставила меня обернуться. Я увидел ее - в прозрачном облаке воланов и кружев, в толпе молодых поклонников, в окружении многочисленной родни и знакомых... Я шагнул навстречу своей судьбе", - писал поэт позже.
Разумеется, сейчас нельзя точно указать дом, в котором Пушкин познакомился с Натальей Николаевной. Особняк Кологривовых – не более чем городская легенда. Нет и точной даты. Но мы со всей определенностью можем сказать, что произошло это на детском балу Петра Андреевича Йогеля, в разное время учившего танцам и будущего жениха, и будущую невесту.
Кто такой был Йогель и почему мы упоминаем его в рассказе о пушкинской Москве?
Петр Андреевич Йогель , родившийся во Франции в 1768 году, в 1798 году приехал в Россию по приглашению Гаврилы Ильича Бибикова, чтобы обучить балету артистов его крепостного театра, и уже через два года открыл танцклассы для дворянских детей и скоро стал самым популярным в Москве учителем танцев. Современник писал о нем: «К достойным особенного внимания старинным учителям бальных танцев в Москве принадлежит Йогель, который в своей молодости получил отличное воспитание: он изучил русский, французский языки и музыку как нельзя лучше, о бальных танцах нечего и говорить; кто в Москве не знает об его таланте? Сквозь его руки прошли три поколения!»
Обучение танцам у дворянских детей, и мальчиков, и девочек, начиналось с пяти-шести лет и длилось до 15-16. Старшие ученики (а особенно ученицы) маэстро Йогеля еще не могли выезжать на взрослые балы, и для того, чтобы они учились вести себя в обществе, привыкали к шумной атмосфере бала и могли потанцевать со взрослыми партнерами Йогель придумал те самые детские балы, о которых мы читаем у классиков.
На эти балы маэстро приглашал не только своих действующих, но и бывших учеников – как партнеров по танцам. Залы для них снимались в Российском благородном собрании, университетском пансионе, в домах вельмож и богатых владельцев.
Одним из таких домов был особняк Кологривовых на Тверском бульваре 22, там, где сейчас находится МХАТ.
По легенде, именно в этот особняк на детский бал к Йогелю в 1828 году приехал его бывший ученик Александр Сергеевич Пушкин, и именно там произошла одна из самых важных встреч в его жизни – встреча с юной 16-летней красавицей Натали Гончаровой.
«Никогда ещё с таким грустным чувством не приезжал я на бал. Тайное предчувствие томило меня и волновало душу. Пётр Вяземский что – то говорил мне и показывал на молоденьких барышень, которые впервые появились в светском обществе. И вдруг какая-то сила заставила меня обернуться. Я увидел ее - в прозрачном облаке воланов и кружев, в толпе молодых поклонников, в окружении многочисленной родни и знакомых... Я шагнул навстречу своей судьбе", - писал поэт позже.
Разумеется, сейчас нельзя точно указать дом, в котором Пушкин познакомился с Натальей Николаевной. Особняк Кологривовых – не более чем городская легенда. Нет и точной даты. Но мы со всей определенностью можем сказать, что произошло это на детском балу Петра Андреевича Йогеля, в разное время учившего танцам и будущего жениха, и будущую невесту.