Книги 1-ой ступени сложности - для самых маленьких - напрямую связаны с жизнью ребенка - одеванием, умыванием, едой. Их задача - сделать понятным функциональное значение предметов, с которыми малыш контактирует каждый день. Цель таких книг - способствовать формированию запаса элементарных представлений о предметах и явлениях окружающего мира и умению соотносить контур и рельеф с объемом.
Книги 2-ой ступени сложности — для детей, у которых уже накоплен определенный запас представлений о предметах, сформировано умение соотносить контур и рельеф с объемом. Для детей 5-6 лет в изображении предметов обозначается больше подробностей. Может быть использован простейший сюжет, например, любимая и знакомая сказка. В этом случае рельефное изображение играет роль наглядного пособия и источника знаний. Цель книг 2-ой ступени сложности - обогащение и детализирование запаса представлений о предметах и явлениях окружающего мира; углубление навыков соотнесения контура и рельефа с объемом; развитие когнитивных процессов мышления у ребенка.
Книги 3-ей ступени сложности - для старших дошкольников и младших школьников. Может быть изображен замкнутый сюжет, связанный с определенным персонажем. Персонаж может быть подробно детализирован или более условен. Цель книг 3-ей ступени - углубление развития когнитивных процессов мышления у ребенка.
Главная функция тактильной книги – помочь слепому или слабовидящему ребёнку в обследовании и восприятии окружающего мира через тактильно - двигательное восприятие. С её помощью можно изобразить даже такие крупные и мелкие предметы, которые невозможно обследовать руками в настоящем виде. Многие противоположные явления и понятия также легко можно объяснить с помощью рисунков и предметов, содержащихся в тактильной книге. Яркие цвета, чёткие цветные контуры и контрасты привлекают ребёнка использовать остаток зрения и упражнять совместную работу глаз и рук. И, наконец, изучение тактильных рисунков способствует обучению чтению детей по Брайлю и восприятию выпуклых изображений. Когда ребёнок привыкнет к обследованию тактильных изображений, ему будет легко перейти к осязанию выпуклых рисунков, карт, учебников, выполненных в формате тифлографики.
С 1994 года специальные цветные рельефные иллюстрированные книги для детей с нарушениями зрения и слепых детей дошкольного (3-5 лет) и младшего школьного (6-8 лет) возраста издает благотворительный фонд «Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей.
Фонд обращается к лучшим образцам детской литературы: русские народные сказки, сказки народов мира, сказки А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, К.Д. Ушинского, К.И. Чуковского, П.П. Ершова, Г.-Х. Андерсена, Братьев Гримм, Ш. Перро, Д. Родари, Р. Киплинга, басни И.А. Крылова, стихи Э. Успенского, Д. Хармса, Я. Маршака и др.
Производство книг связано с использованием сложных полиграфических технологий, облегчающих тактильное восприятие иллюстраций: конгрев по контуру изображений, лак, флок, вырубка, а также тактильные вставки разной фактуры. Объемные и подвижные конструкции, вставки из разнообразных материалов позволяют исследовать изображение не только глазами, но и пальчиками, что способствует развитию остаточного зрения и осязания, мелкой моторики и ориентировки в пространстве.
Фонд выпускает не учебные пособия, а красочные издания детской художественной литературы. Книги с яркими иллюстрациями и рельефными изображениями помогают расширять границы познания мира детьми с нарушениями зрения, дарят им счастье разностороннего постижения окружающего пространства и радость общения с ровесниками.